Балтийская, 9 / Ленинградский проспект 80, к. 21

вторник-воскресенье 12.00 - 22.00

Центр работает

в режиме open call

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

От аналога к цифре — между утопией коммуникации и контролем

29 апреля 2014 - 5 июня 2014

Куратор:Роланд Шони,
профессор отделения Цифрового Искусства, University of Applied Arts Vienna

Лиза Кравецкая

1985
Москва

Лиза Кравецкая - практикующий дизайнер-график, иллюстратор. Работает в жанрах станковой графики, «книги художника», ассамбляжа.
Лизу в основном занимают темы времени, культурологического и исторического контекста. Она сопоставляет и проводит параллели между различными временными реальностями, экспериментирует с контекстами, пытаясь почувствовать разницу и сходство между настоящим и прошлым.

«Цифровая археология. Культурный слой»

2014
Смешанная техника

В работе, представленной на выставке, художник рассуждает о времени и истории в цифровую эпоху. На сегодняшний день дискета является почти ушедшим носителем информации, прочитать которую не намного проще, чем написанный на санскрите манускрипт. Носитель информации, созданный меньше чем полстолетия назад, потерял свою утилитарную функцию, и является лишь «знаком прошлого».
Окрашивание и наклеивание дискет на холст окончательно лишает их утилитарности, превращая в чисто декоративные объекты, своего рода «культурный слой».
Перевод предмета из функционального контекста в знаковый относится к числу излюбленных приемов культуры . Так, Йозеф Бойс закутывал звучащий рояль в звуконепроницаемый войлок, облекая его на вечное молчание, а Джон Кейдж превратил временной отрезок протяженностью 4 минуты 33 секунды во время беззвучной музыки. Подобных образцов знакового отсутствия абсолютно необходимой функции можно привести очень много. Однако, во всех этих случаях «отсутствие» - является сознательным приемом.
Ситуация утраты информации, происходящей в результате смены кодов, физических носителей или операционных систем, совершенно иная. Ведь замолчавший носитель информации появляется не по замыслу художника, а в результате виртуального катаклизма, который заставляет замолкнуть все, что оказывается на его пути. При изменении формата хранения информации погибает куда больше текстов, чем при пожаре Александрийской библиотеки.
Археологам будущего придется не столько раскапывать курганы или погребенные под вулканическим пеплом города, сколько копаться в «мозгах» устаревших компьютеров и расшифровывать единицы и нули случайно сохранившихся жестких дисков. В поисках знания о прошлом археологии придется превратиться в IT дисциплину, археолог станет в большей степени программистом, нежели историком.
Если представить себе ситуацию глобальной катастрофы, в которой погибнет современная цивилизация, найденные археологами цифровые носители данных станут загадочным объектом непонятного назначения. Их можно будет поставить в музейную витрину, осветить и пребывать в уверенности, что эти предметы были созданы исключительно для того, чтобы на них любоваться.

Скачать изображение в печатном качестве

Скачать изображение в печатном качестве